Постоянные читатели

пятница, 4 июня 2010 г.

ГЛОНАСС долго запрягают - а как едут?

Обозрение подготовлено
версия для печати
ГЛОНАСС долго запрягают - а как едут?


В России сегодня по-прежнему отсутствует массовое серийное производство недорогих чипов-приемников для системы глобального позиционирования ГЛОНАСС/GPS. Это серьезно ограничивает возможности формирования полноценного потребительского рынка ГЛОНАСС-решений. Правда, в 2009 году наметился ряд позитивных тенденций, связанных с появлением первых российских мультимедийных чипов-приемников, активизацией разработчиков ГЛОНАСС на международном рынке и т.п.
Сегодня российские компании-разработчики решений для ГЛОНАСС при значительной поддержке со стороны государства пытаются за несколько лет одолеть тот же путь, который GPS проходила более чем два десятилетия. В 2010 году орбитальная группировка системы ГЛОНАСС, доведенная до полного состава, должна повысить качество приема сигнала. Ряд принятых Федеральных Законов призван еще больше укрепить позиции ГЛОНАСС в российском корпоративном секторе.  Кроме того, правительство неоднократно заявляло о том, что будет поддерживать выход ГЛОНАСС-решений на потребительский рынок. Однако возникает вопрос, готово ли российское микроэлектронное производство наладить серийный выпуск и обеспечить рынок качественными и относительно недорогими решениями - в первую очередь, мультисистемными чипами-приемниками с поддержкой ГЛОНАСС/GPS/Galileo/Compas.
В ноябре-декабре прошлого года в КБ НАВИС были начаты тесты опытной партии мультисистемных чипов-приемников нового поколения с поддержкой ГЛОНАСС/GPS/Galileo/Compas (серия NV08C). Так, NV08C-MCM-M представляет собой чип с характеристиками близкими к GPS-аналогам, который не требует установки дополнительных компонентов для включения, кроме антенны и подачи питания . Подобные приемники-чипы будут выпускаться в рамках сотрудничества КБ «Навис» с  зарубежными партнерами - всего до конца 2010 года планируется выпустить серийную партию в количестве порядка 300 тыс. штук. Стоимость продукта при массовом производстве цена не должна превысить 25-30 долларов. Однако используемая в них технология 90 нм пока не освоена российскими микроэлектронными производствами, поэтому первые партии будут выпущены на европейских заводах. В то же время в мире пока не налажено производство четырехсистемных чипов.  После освоения российскими специалистами данной технологии, производство планируется перенести на отечественные заводы.
Мультисистемные чипы-приемники

КБ НАВИС
ГЛОНАСС/GPS
(предыдущее поколение)
КБ НАВИС
ГЛОНАСС/GPS
/GALILEO/COMPASS (серия NV08C)
GPS-аналоги
Габариты ~30 x 30 x 3 мм 9 x 11 x 2,5 мм 7 x 8 x 1,5 мм
Энергопотребление 0,6-1 Вт Около 0,1 Вт Менее 0,1 Вт
Стоимость От 2000 рублей От 450 рублей От 400 рублей
Источник: КБ НАВИС, 2010
У экспертов есть разные точки зрения на то, насколько приоритетно уменьшение потребления мощности приемников и их габаритов. Если на массовом рынке без этого ГЛОНАСС не сможет составить конкуренции GPS, то для корпоративного сектора это не так очевидно. Здесь не имеет такого значения, будет ли приемник потреблять мощности на 50 Ватт меньше или станет на 10 мм меньше; основная работа ведется по улучшению софта и вычислительных алгоритмов, применяемых на терминалах. «Безусловно, есть алгоритмы, применяемые в высокоточной навигации, которые уже отработаны и отточены за годы использования, - считает Евгений Белянко, главный конструктор компании «М2М телематика». - Они часто берутся за основу для разработки софта и математики для мониторинга транспорта. Но, в любом случае, этот адаптированный софт необходимо также «шлифовать» и совершенствовать».

Тираж имеет значение

На сегодняшний день в России отсутствует массовое серийное производство приемников ГЛОНАСС/GPS. Для партий от 1000 приемников производитель затрачивает время на сборку и отладку каждого. Понятно, что мелкосерийное производство  не только не сможет покрыть потребности страны, но и в ближайшей перспективе составить конкуренцию производству GPS-приемников, количество которых приближается к миллиарду штук.
Некоторые модели ГЛОНАСС/GPS-приемников, разрабатываемых отечественными предприятиями, 2009
Приемники GPS -приемник
(пример)
ГЛОНАСС/GPS - приемники 
Разработчик  SiRF ФГУП
"НИИ КП"
КБ
"НАВИС"
Spirit
Telecom
"Ижевский радиозавод" "Ижевский радиозавод" "Ижевский радиозавод"
Название модели SiRF StarIII Glospace SGK-П СН-4706 DuoStar-2000 МНП-М3 МНП-М5 МНП-М7 
Фото 
Дата разработки приемника Более 3-х лет назад 2008 г.  2008 г.  2007 г.  2007 г.  2008 г.  2009 г. 
Дата первого коммерческого внедрения
(если были)
  Более 3-х лет назад Не было  2008 г.  2008 г.  2007 г.  2009 г. На стадии тестирования 
Общее количество выпущенных к июню 2009 года приемников Несколько миллионов штук Опытная партия 40 шт. Около 40 000 шт.  Аппаратных модулей -
более 1 000   
Лицензий на производство -
до 50 000 шт. (план)
Порядка 10 000 шт.  12 шт.  19 шт. 
Общее количество внедрений на настоящий момент.  Тысячи по всему миру.
Объемы - до миллионов штук.
40  35 Нет данных Нет данных 12 На стадии тестирования 
В каких областях проводились внедрения Один из самых массовых GPS-приемников на рынке Госсектор,
корпоративный сектор, потребительская электроника
Госсектор,
корпоративный сектор, потребительская электроника
Госсектор,
корпоративный сектор,
потребительская электроника (проект)
Госсектор, корпоративный сектор Госсектор -
Физические размеры приемника 3 x 3 x 0.7 мм 35 х 35 х 7 мм 35 х 35 х 7 мм 30 х 40 х 6 мм 31 х 40 х 4 мм  32 х 40 х 4 мм 29 х 29 х 3 мм
Вес приемника Менее 5 г. 15 г. 10 г. 10 г. 7 г. 7 г. 4 г.
Количество каналов 20 24 24 24 16 24 24
Скорость определения координат после включения:
Горячий/ теплый / холодный старт (секунд)
1 / 36 / 36 сек. 10 / 35 / 90 сек.  3 / 20 / 50 сек.  1 / 4 / 30 сек. 5 / 35 / 40 сек. 5 / 35 / 40 сек. 5 / 35 / 40 сек.
Используемая элементная база (укажите общее количество интегральных схем) 1 (чип на 1 кристалле) 10 5 5 8 8 5
Энергопотребление:
- режим захвата спутников/
- режим слежения
0,04 Вт      
0,04 Вт
0,9 Вт      
0,7 Вт
0,9 Вт
0,5 Вт
0,6 Вт
Нет данных
0,8 Вт
0,8 Вт
1 Вт
1 Вт
0,6 Вт      
0,4 Вт
Стоимость приемника (руб.) Менее 300 руб.  4 500 руб. менее 4 900 руб. Компания не выпускает готовые изделия.
2700 руб. - 4500 руб.
5 650 руб.  6 000 руб. -
Максимальная емкость производства
(в месяц)
Миллионы шт.  10 000 шт. 10 000 шт.  Компания не выпускает готовые изделия. 5 000 шт. 5 000 шт. 10 000 шт.
* таблица составлена на основе данных, полученных от компаний-производителей. Данные для SiRF Star III взяты из открытых источников.
Источник: CNews Analytics, данные компаний, 2010
В то же время отдельные российские компании уже заявляют о тиражах, включающих десятки тысяч устройств - то есть, это еще не массовое серийное, но уже полноценное среднесерийное производство. К примеру, КБ НАВИС выпустило приемник СН-4706: первая партия составила 40 тыс. шт., вторая - 20 тыс. шт. Георгий Шульгин, руководитель направления навигационных приемников конструкторского бюро НАВИС, говорит о том, что налаживание среднесерийного производства позволило компании занять до 60-70% всего рынка навигационных приемников с поддержкой ГЛОНАСС.
В то время, как в России вопрос с серийным производством навигационного оборудования ГЛОНАСС пока остается открытым, на международном рынке уже инициирован ряд масштабных проектов. Так, объявлено о том, что будет создано совместное предприятие с Индией для производства навигационного оборудования ГЛОНАСС/GPS. По данным РИА «Новости». В марте 2010 года группа сотрудников компании «Навигационно-информационные системы» отправилась туда для проведения очередного раунда переговоров. Напомним, что в рамках международной программы кооперации подписаны соглашения с Казахстаном, Бразилией и Никарагуа. Сейчас также готовится подписание с Белоруссией.

Потребитель может не заметить

По мнению экспертов, появление устройств ГЛОНАСС на потребительском рынке не окажет на него серьезного влияния, просто в силу того, что пользователю достаточно существующего качества имеющихся сервисов на GPS-устройствах. С другой стороны, клиентские устройства, поддерживающие прием сигналов ГЛОНАСС и GPS, все равно повысят качество навигационных решений, поскольку, по мнению Георгия Шульгина, даже в условиях ограниченной видимости спутников одной системы в большинстве случаев будет решаться навигационная задача.
По мнению Евгения Белянко, в конечном итоге значительная часть потребительских устройств будет собираться в России, или, как минимум, разрабатываться в России, хотя выпускаться за ее пределами. Это значит, что такие приборы будут в полной мере учитывать ментальность отечественных потребителей, максимально удовлетворять их потребностям и соответствовать их сценариям использования. К примеру, в середине февраля 2010 года было объявлено о том, что Motorola разрабатывает мобильные телефоны с поддержкой ГЛОНАСС. Сроки выпуска телефона пока не раскрываются, на стадии НИОКР в проект инвестирует компания Motorola. По мнению экспертов, телефон может появиться на российском рынке не ранее конца 2010 года.

Конкуренты скоро проснутся

На повестке дня стоит более активное совместное использование глобальных навигационных систем ГЛОНАСС и GPS. Как считает Евгений Белянко, для конечного пользователя важно насколько точно и достоверно его навигатор показывает маршрут по карте, но использует ли он сигналы GPS или ГЛОНАСС или и той, и другой системы одновременно, ему все равно. Однако нельзя отрицать, что многосистемные решения имеют большой практический плюс перед односистемными. Вероятность, что двухсистемный приемник ГЛОНАСС/GPS точно определит координаты гораздо выше, чем в случае приемника, работающего только с сигналам GPS или только ГЛОНАСС-приемника. Иными словами, с точки зрения пользователя, двухсистемный аппарат будет надежнее и точнее. 
Спрогнозировать перспективы системы GPS и ее конкурентов на ближайшие 2 года достаточно сложно. Многое будет определяться экономической ситуацией в стране-разработчике, а также ее научным и промышленным потенциалом. Среди существующих или разрабатываемых глобальных навигационных систем введены в строй только две: Navstar GPS и ГЛОНАСС. Полный ввод европейской Galileo, в разработке которой участвует консорциум стран, перенесен на 2013 год. На сегодняшний день на орбиту выведен только один спутник из 37. Время готовности китайской Beidou пока не определено. При этом кризис сказался и на развитии GPS. По оценкам экспертов, российской системе дается 2-3 года, в течение которых необходимо преодолеть тот путь, который GPS прошел за 8 лет. Уже сейчас ГЛОНАСС обеспечивает на всей территории России навигационный сигнал хорошего качества, который позволяет определить местонахождение человека или предмета в любой точке.
В 2010 году в России появится новое поколение спутников: ГЛОНАСС-М, срок службы которых составляет порядка 7-х лет, сменят ГЛОНАСС-К с увеличенным сроком службы, то есть российская орбитальная группировка приблизится по характеристикам к GPS. Если сейчас есть открытый сигнал для рядовых потребителей и закрытый для высокоточной навигации, то дополнительно появится сервис спецсигналов для специализированных групп потребителей. Таким образом, для ГЛОНАСС создались фактически уникальные условия для технологического рывка.
Алексей Писарев

Комментариев нет:

Отправить комментарий